Режим работы магазина:
ПН - СБ: с 10:00 до 19:00
Перезвоните мне

Интервью с ген. директором завода НПО "Ретон" А.В.Зятиковым

Интервью с ген. директором завода НПО "Ретон" А.В.Зятиковым ("Известия".-3.06.2005.- №105-т)

 


Диверсификация экономики – одна из важнейших проблем современного российского общества. Сырьевая экономика должна стать высокотехнологичной, иначе Россия никогда не выберется с периферии мирового прогресса. Ученые, политики, экономисты ведут нескончаемые дискуссии о том, каким образом должен осуществиться этот переход. Они придумывают теории, которые отличаются друг от друга только степенью неприменимости на практике. Пока они спорят, кто-то должен заняться делом.

Александр Валерьевич Зятиков – предприниматель, рискнувший в посткризисные годы начать бизнес, основанный на последних разработках российских ученых в области ультразвука. Высокотехнологичное предприятие с центром в г. Томске потребовало создания единой инфраструктуры, позволяющей готовить высококвалифицированных специалистов, переводить научные разработки в бытовую плоскость и производить конкурентоспособную продукцию, востребованную рынком.

О том, каким образом из типичного научного центра, подобные которому в годы экономического кризиса десятками исчезали из российской действительности, появилось активно развивающееся ныне предприятие, – мы беседуем с генеральным директором Научно-производственного объединения «Ретон» (НПО «Ретон») Александром Зятиковым.

– Как появилось Научно-производственное объединение «Ретон»?

– Направление деятельности НПО «Ретон» скрыто в названии, так как в переводе с латинского языка приставка «ре» означает «изменить», а «тон» – звук. Мы занимаемся «измененным звуком» – ультразвуком: разрабатываем и производим товары бытового и медицинского назначения, принцип работы которых основан на ультразвуковых колебаниях.

В отличие от многих других предприятий, мы производим то, что сами изобрели. То есть своими силами выполняем полный цикл – от разработки уникальных приборов до их массового производства. Для этого мы располагаем не только производственными мощностями, но и создали внутри предприятия научное подразделение – конструкторское бюро НПО «Ретон».

Официальному старту НПО «Ретон» предшествовал ряд научно-технических разработок. Первым изделием стала ультразвуковая стиральная машина «Ретона», над созданием которой в течение нескольких лет работала группа ученых. В 1998 году мы решили создать собственное предприятие, так что в июле этого года будем праздновать очередной день рождения – НПО «Ретон» «стукнет» семь лет.

– Почему вы занялись именно ультразвуком?

– Технические разработки, которые легли в основу бизнес-проекта НПО «Ретон», – это изобретения томских ученых, с которыми мне посчастливилось работать. Мне самому в детстве пришлось немало посидеть с паяльником: занимался в радиокружках, увлекался спортивной радиопеленгацией, так называемой «охотой на лис». Если оценивать прошедшие годы, то получается, что не я выбрал ультразвук, а ультразвук выбрал меня.

– Насколько широка сфера применения ультразвука? Каковы возможности расширения вашего бизнеса?

– Ультразвук – это все, что выше звука. Это колебания как таковые.

Мы пока еще мало знаем об ультразвуке, но даже те немногие данные, которыми мы располагаем, получили самое широкое применение. И в промышленности, и в быту, и в медицине. Разработок для внедрения уже сейчас нам хватит на 50 лет вперед.

Кроме выпускаемых НПО «Ретон» уникальных приборов, получивших широкое распространение, – стиральная машина «Ретона», аппарат ультразвуковой терапии и распылитель эфирных масел для аромотерапии, – готовится к запуску в производство активатор воды, разрабатывается ультразвуковой метод лечения СПИДа и раковых заболеваний.

Не секрет, что в этом мире инновации очень сложно продвигать. Требуется огромное количество денег, уникальное оборудование, высококвалифицированные кадры. Нужны серьезные исследования, поскольку речь идет о человеческой жизни. Я планирую вкладывать в новейшие разработки НПО «Ретон» значительную долю прибыли, потому что твердо уверен: за ультразвуком будущее!

– По сути, мы говорим об инновациях – о внедрении новых технологий в поточное производство. Это, пожалуй, самый рискованный бизнес, особенно в России. Как строился начальный этап развития НПО «Ретон»? С чего вы начинали?

– Мы развивались постепенно, шаг за шагом – как любое предприятие, работающее в области высоких технологий, которое возникло не на базе конверсии, а с нуля. Это была долгая кропотливая работа.

Начинали в домашних условиях, затем арендовали помещение в институте, набрали студентов, которые сделали первые экземпляры стиральной машины «Ретона» – нашего первенца, потом проводили опрос общественного мнения, старались совершенствовать нашу продукцию. Сначала изготовили 10 штук – что называется, «для своих», – потом 100 и так далее…

– Сейчас вы крупное предприятие со своим конструкторским бюро, лабораторией...

– Наше производство построено по японской модели, где все строго сегментируется: каждый делает свое дело. В нашем производственном цикле участвует множество предприятий, всего около 2000 человек. Создана цепочка, которая разрабатывает все – от банального корпуса до уникальных элементов прибора. Часть элементов делается только для нас и только для конкретного изделия. В этом и состоит эксклюзивность нашей продукции, в частности – стиральной машины «Ретона». Поэтому конкуренты не способны ее даже скопировать, не говоря уже о том, чтобы разработать собственный аналог. Могу с уверенность заявить: научная база НПО «Ретон» уникальна в мировом масштабе.

– Испытываете ли вы недостаток квалифицированных кадров?

– У нас человеческий фактор – это почти 100% успеха. И кадровая проблема, безусловно, существует. Мне в первую очередь важен не диплом, а сам человек, который готов хорошо работать и постоянно совершенствовать свои знания и производственные навыки. Обучить какому-либо делу можно, только если человек хочет этого сам. Я лучше сам воспитаю нужного мне сотрудника, если он мотивирован на результативную работу. Чтобы что-то делать, нужна культура производства, нужно желание делать свое дело хорошо.

Но если этого нет… А ведь наша жизнь как бумеранг: что посеешь, то и пожнешь. К сожалению, в России низкая производственная культура. Отсюда такой же низкий уровень жизни: нам зачастую наплевать на качество, а ведь мы потребляем то, что сами производим. В погоне за прибылью теряется культура производства на всех уровнях – от рядовых сотрудников до генерального директора.

– Что такое для вас прибыль?

– Прибыль – это не цель, а средство, необходимое для внедрения технических разработок, расширения производства. Для меня главное – нести новое, делать качественную продукцию. Это стало миссией НПО «Ретон». Такая прогрессивная философия бизнеса в результате работает на благо общества: ведь высокие технологии могут быть использованы по-разному. В конце концов, когда человек умирает, то он не вспоминает, сколько у него денег на счетах, а он вспоминает то, что он оставил после себя. Если ставить самой главной задачей миссию, то деньги придут сами. В погоне за прибылью можно забыть о главном и лишиться всего. Поэтому я очень внимательно отношусь к качеству и считаю, что брак недопустим. Арифметика здесь проста: хорошая весть обойдет примерно 7 человек, а плохая весть о бракованной машинке обойдет 15 человек. Следовательно, если я буду все «спускать на тормозах», закрывать глаза на брак, поступаться принципами в погоне за прибылью – словом, гоняться за деньгами, то в один прекрасный момент НПО «Ретон» просто исчезнет. Это совершенно очевидно. К тому же, наша продукция ориентирована в том числе и на малоимущие слои населения: многодетные семьи, пенсионеров, инвалидов и т.д., которые зачастую на последние деньги покупают так необходимую им в хозяйстве стиральную машину «Ретона». Обманывать их мы не имеем морального права.

Я хочу, чтобы моему предприятию доверяли, и не могу себе позволить ставить прибыль выше человеческого доверия.

– Суть бизнеса также в развитии, в росте производительности и выпуска. Вы думали о расширении производства?

– Бизнес для меня – это и расширение производства с последующим выходом на зарубежный рынок. Амбиции требуют продвигать машинку в Европу. Чем российское НПО «Ретон» хуже западных предприятия? Да ничем. При этом я обязательно хочу сделать так, чтобы на нашей продукции стоял штамп «made in Russia». В настоящее время стиральная машина «Ретона» проходит европейскую сертификацию, так что выход на западный рынок – вопрос времени.

– Итак, фундаментальные исследования в области ультразвука ведут ученые в Томске, их практическим воплощением идей занимается НПО «Ретон». Каковы основные трудности?

– Ультразвук – это наше ноу-хау, до его массового использования вне научно-производственных объединений России еще очень далеко. Вся продукция НПО «Ретон» постоянно совершенствуется, мы развиваемся очень быстро.

Но возникает проблема: как преодолеть стереотип восприятия нашего изобретения. Люди очень консервативны, особенно когда речь заходит об их деньгах. Многие покупатели нашей продукции не верят в эффективность бесшумной стиральной машины, которая не оказывает никакого физического воздействия на вещи, и порой даже возвращают машинку, не понимая, как она работает. Потребитель не всегда понимает, что такое ультразвук, как с помощью него можно отстирывать самые грязные вещи, как с помощью ультразвука можно лечить людей. Но я уверен, что это временно: когда-то люди также не верили, например, в возможность сотовой телефонной связи.

Я хочу добавить, что «Ретона» может использоваться и сама по себе, и как добавление к автоматической стиральной машине. Она предназначена для тонких и деликатных тканей, позволяет избежать ручной стирки, незаменима в дороге. Все это мы пытаемся объяснять покупателям.

– Ультразвук – это не только российское ноу-хау. Подобные разработки наверняка есть у американцев…

– Если бы были, они бы у нас не шпионили. Правда, наши технологии затрагивают не оборону, а быт. Однако внимание с их, американцев, стороны к нам особое. Но на одном только знании производственных секретов наших приборов не воспроизведешь. За НПО «Ретон» стоят фундаментальные исследования в области ультразвука, уникальные технологии и высококвалифицированные специалисты. Поэтому мы спокойны за наши секреты!

– Каковы ваши планы на будущее?

– Развивать производство и выходить с нашей продукцией на мировой рынок.

Есть и внутренние амбиции – оставить после себя память на этой земле. Если я смогу привнести в этот мир что-то новое, значимое, полезное обществу, то буду считать, что прожил жизнь не зря.


Краткая справка:

Александр Валерьевич Зятиков родился 14 мая 1971 года в г. Томске. Во второй половине 90-х годов, во времена, как многие помнят, очень непростые для нашей страны, он смог наладить производство, основанное на использовании собственных уникальных разработок и исследований в области ультразвука.

Созданное молодым бизнесменом и ученым Александром Зятиковым Научно-производственное объединение «Ретон» (НПО «Ретон») прославилось, в первую очередь, знаменитой ультразвуковой стиральной машиной «Ретона», появившейся на свет усилиями томских ученых. «Ретона» стала визитной карточкой НПО «Ретон». Однако это далеко не единственное изобретение томских ученых.

Комментарии
Пока нет комментариев
Написать комментарий
10 + ? = 17
Рекомендуемые товары
Также советуем почитать
29.11.2017

Технические характеристики
Достоинства и недостатки
Экономический эффект
Меры безопасности
Порядок работы с Ретоной.

01.12.2017

Подавляющее большинство негативных суждений строятся по принципу «этого не может быть, потому что не может быть никогда». И даже если это заявляют специалисты из близких областей науки и техники, это еще ничего не значит. Известно, что вся научная общественность, когда был предложен проект железной дороги, утверждала, что человеческий организм не выдержит большой скорости. Но прошло время и к стыду ученых-скептиков выяснилось, что скорость как таковая для человека безопасна. Другой пример. Во времена Генриха Герца все ученые, включая самого Герца, считали электромагнитные волны совершенно бесполезными. И таких примеров множество. Открывать и закрывать ультразвук для стирки уже совершенно бесполезно. Утверждения, что за рубежом не ведутся работы по использованию ультразвука малой интенсивности для целей стирки текстильных изделий, делаются для введения в заблуждение несведущих людей. Стоит лишь посмотреть патентные фонды чрез Интернет, и Вы увидите настоящий бум патентной активности по ультразвуковой стирке текстильных изделий. А Япония, например, совсем недавно вышла на рынок с новой стиральной машинкой, в которой используется ультразвуковая стирка.